Мультиклапан: для чего необходим и как его выбрать

Мультиклапаном (мультиком, мультом) называют блок устройств, выполняющий несколько функций. Главной задачей прибора является обеспечение безопасности автомобиля во время заправки газовым горючим.

Основные типы мультиклапанов

Прибор состоит из следующих элементов:

  • блока штуцеров и клапанов;

  • манометра (индикатора);

  • поплавка (бочонка) со штангами;

  • заборного газового шланга;

  • крепежной арматуры.

В зависимости от модели и от того, кем произведено оборудование, в комплект могут входить и другие функциональные элементы. Например, устройство для заправки горючего с крышкой или электромагнитная катушка (12 В).

Конструкционно «мультики» отличаются в зависимости от того, на какого типа баллоне они установлены: цилиндрических, тороидальных внутренних, тороидальных наружных.

В системе газобаллонного оборудования это устройство отвечает за:

  • информацию о количестве заправленного топлива;

  • аварийный сброс избыточного давления;

  • экстренное прекращение подачи топлива.

В зависимости от количества выполняемых задач конструкция мультиклапанов может отличаться друг от друга.

Особенности моделей

Основной функцией устройства является контроль количества топлива, поступающего в баллон во время заправки. За его объемом следят с помощью манометра, который в «мультике» любого типа помещается над блоком клапанов.

Когда количество заправленного топлива достигает заданного объема, срабатывает ограничитель. Он автоматические закрывает доступ в бак при 80% заполнения емкости. Запас в 20% необходим для расширения газового топлива в процессе эксплуатации.

Мультиклапана такого типа обозначены литерой «А». Их устанавливают на баллонах емкостью от 50 литров и выше. Эти устройства имеют средства для сброса давления. С его помощью из емкости стравливается избыток паров, предотвращая взрыв.

На емкости объемом до 50 литров устанавливают устройства, не оборудованные ограничительными приборами. Их обозначают литерой «Б».

Помимо автоматического прекращения подачи топлива в емкость некоторые «мультики» имеют функцию аварийного прекращение подачи горючего к двигателю. Это необходимо для предотвращения взрыва в случае, если будет поврежден газопровод.

Излишек газа стравливается вручную с помощью винтового крана. Он поможет в случае, когда отсутствует электричество и не срабатывают основные клапана. Такие же краны устанавливают на модели «мультиков», не имеющих электропитания.

На что обращать внимание при покупке

Выбор оборудования зависит в первую очередь от типа баллона, который установлен на автомобиле. Это может быть цилиндрический или тороидальный тип. Устройства имеют специальную маркировку, которая поможет выбирать:

  • cil – для цилиндрических;

  • tor – для тороидальных.

Также для корректной работы устройства необходимо учитывать фактическую емкость баллона. И в зависимости от этого выбирать тип мультиклапана, «А» или «В».

Габариты емкости важны и для подгонки штанги поплавка и трубки. Специалисты советуют подбирать такие размеры, чтобы не приходилось ничего подрезать или укорачивать.

На выбор устройства влияют размер баллона и место его установки. «Мультик» выбирается так, чтобы индикатор был хорошо виден, кран имел свободный доступ, а все элементы не соприкасались с корпусом или деталями автомобиля.

Особое внимание специалисты рекомендуют уделить качеству элементов мультиклапана. Категорически запрещено устанавливать нестандартные элементы и подгонять изделия одних производителей под устройства других фирм. Из-за этого аварийный клапан или заправочный ограничитель могут не сработать, что приведет к взрыву.