в Украине проверили качество автомобильного газа

На сегодняшний день автомобильная пропан-бутановая газовая смесь является конкурентом бензина на рынке Украины. Эксперты утверждают, что количество автомобилей на
«голубом» топливе в стране приближается к отметке в 30%, а в столице и городах-миллионниках уже до 50%.

Не секрет, что многие заправочные станции сегодня существуют вне правового поля, но «бочки» появляются в самых неожиданных местах и в большом количестве.

Основная причина столь высокой популярности кроется в заработке — нелегальные АГЗС не платят акциз (около 1,25 гривен/литр), соответственно продают газ дешевле, чем
легальные сети заправочных станций. Вполне логично, что более низкая цена приманивает водителей, но насколько оправдана такая покупка никто не может быть уверен на сто
процентов. В нашей стране и за качеством бензина контроль достаточно условный, а качество газа совсем терра инкогнита. Но что же в итоге заправляют нам в баллоны на
самом деле? Разобраться и дать ответ на этот весьма актуальный вопрос решились специалисты Института потребительских экспертиз в сотрудничестве с инспекционной
компанией Инспекторат Украина.

Проба

Исходя из того, что процесс исследования довольно финансово затратный и трудоемкий, решено было проверить популярные сети всеукраинских АЗС (WOG, OKKO, БРСМ-Нафта),
крупные сети столицы и региона (Luxwen, КЛО) и часть «бочек», т.е. нелегальных АГЗС, которые расположены на каждом углу. Посещая АГЗС эксперты собирали пробы в
специальный пробоотборник, похожий на обычный бытовой баллон. С крупными сетевыми заправками проблем не возникло, а вот на нелегальных заправках поголовно отказывались
отпускать газ, когда эксперты сообщали, с какой целью он отбирается. Но все же на одной из заправок удалось получить образцы пропан-бутановой смеси, но чек сотрудники
заправки так и не дали. Такое решение весьма насторожило экспертов, и, как оказалось, не зря.

Точность налива

Первым тестом в лаборатории была проверка на точность налива. От многих автомобилистов можно часто услышать о том, что на заправках им заправляют газа на много больше, 
чем ёмкость баллона, или же на разное количество пройденного расстояния на том же количестве газа, приобретенного на разных заправочных станциях. Но никто не берет во
внимание температурный режим, обвиняя во всех проблемах заправочные сети. По данным исследования такой миф был совершенно опровергнут — на всех сетях АГЗС точность
налива было на отметке выше 90%. Лучшими в этом показатели стали ОККО и КЛО. Но вот у «черных» заправок погрешность оказалось намного больше. Выходит, что никакой
экономии водитель, заправляясь на сомнительных станциях, не получает. Сниженная стоимость газа компенсируется за счет недолива. Да и к тому же заправят не известно чем.
Об это речь и пойдет дальше.

Раскладываем на компоненты

В лабораторных условиях образцы проходили тест на соответствие требованиям ГОСТ 27578 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» по показателю
«Компонентный состав». Основой автомобильного газа является смесь пропана и бутана, и в том числе прочих углеводородов (провилена, этилена, изобутана, этана и т.д.). В
разные времена года количественное содержание смеси должно быть разное — в летнее время приблизительно 40:60 (пропана к бутану), в зимнее же наоборот — 60:40. В межсезонье оптимальной пропорцией будет смесь 50:50. Т.к. при большем количестве пропана в газе, увеличивается давление насыщенных паров, что в свою очередь улучшает пусковые качества и работу топливной аппаратуры в зимнее время.

Очень важным моментом является также марка сжиженного газа. Основные: ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана и бутана техническая). Но в чем разница?
ПБА — очищенный газ, специально адаптирован для использования в автомобилях, СПБТ — технический «грязный» газ, используется в бытовых целях таких как отопление. И вот
тут эксперты обнаружили неприятные сюрпризы.

По нормам европейского стандарта EN 589-2008 в терминологии автомобильный газ должен содержать небольшое количество непредельных углеводородов (бутенов, пропилена и
пентанов). В рамках украинского стандарта ГОСТ 27578-87 такое содержание не должно превышать отметку в 6%. Проведя лабораторный анализ образцов собранных на
нелегальной АГЗС, уровень непредельных углеводородов оказался более 10 процентов! Полагаясь на данные показатели этот газ нельзя назвать автомобильным. Более того, на 
таких заправках оказалось, что содержание пропана в газе очень мало — всего 36 процентов при норме не ниже 50±10 %. Если учесть все вышеизложенные данные можно
сделать вывод: в резервуарах таких АГЗС находится СПБТ газ, ведь содержание в его составе непредельных углеводородов не нормируется по ДСТУ 4047-2001. Впрочем для
автомобиля это не критично, но расход в данном случае будет гораздо выше, чем при использовании ПБА. Но есть и другие детали. В требованиях к СПБТ допустимый жидкий
остаток должен быть не более 1,6 %, а вот для ПБА присутствие жидкого остатка запрещено. Так же в ПБА допустимое предельное содержание серы ниже, чем в СПБТ.

Присутствие жидкого остатка при использовании СПБТ в автомобили приведет к накоплению конденсата в баках, неисправности топливной системы и засорению фильтров. При
наличии непредельных углеводородов приведет к увеличению выброса вредных веществ в результате сгорания. Увеличенное содержание серы приведет к уменьшению срока службы
каталитических нейтрализаторов и загрязнению окружающей среды оксидами серы. А вот наличие меркаптановой серы приведет к ускоренной коррозии деталей вашей топливной
аппаратуры.

У всех остальных участников экспертного исследования все образцы как один показали позитивные результаты, это доказывает что отобранные образцы являются автомобильным
газом (ПБА). Приближенное к идеальному соотношение компонентов для межсезонья показал образец купленный в сети АГЗС ОККО — 49 пропана и 48 бутана. Данное соотношение
позволяет обеспечить максимально равномерное сгорание смеси, что в свою очередь обеспечит минимальный расход. Второе место досталось автомобильной сети АГЗС КЛО, с
соотношением 51:45. Так же стоит отметить, что образцы КЛО и сети Luxwen показали лучшие результаты в категории «самый чистый газ», содержание пропилена оказалось 0,10
и 0.04 %.

И последний, немаловажный параметр — плотность автомобильного газа. Чем она выше, тем больше окажется пробег на полной заправке. В данном параметре максимально высокие
показатели показали образцы сетей АГЗС ОККО И КЛО.

Подведем итоги

Исследование экспертов доказало, что несмотря на более низкую цену, заправлять автомобиль используя «бочки» невыгодно, так как это приведет к увеличенному расходу и
присутствует риск повреждения деталей авто. Так же стоит понимать, что доказать что-либо в случае неприятностей на таких АГЗС будет не возможно. Плюс безопасность там
весьма условное понимание.

У больших сетей АГЗС дело обстоит гараздо лучше. В первую очередь они заинтересованы не в единоразовой выгоде, а сохранении лояльности постоянных клиентов, поэтому
рисковать качеством своего товара не склонны. Так же у них всегда можно посмотреть документацию на ПБА и в лишний раз убедится, что вы заправляете свой автомобиль качественным топливом.

gbo.com.ua
Комментариев нет
Категории:
Новости ГБО
Комментарии
Пока нет ни одного отзыва.
Написать комментарий
Ваш комментарий
Имя
Email
Все результаты поиска