Нужно ли менять свечи при установке ГБО?

После переоборудования вашего авто и установки на нем газобаллонного оборудования (ГБО) может возникнуть проблема с эксплуатацией свечей зажигания СЗ. Дело в том, что процесс воспламенения газовой смеси отличается от горения соединения бензиновых паров и воздуха. При сгорании газ дает более высокую температуру, что приводит к быстрому выходу СЗ из строя.

Поэтому специалисты рекомендуют использовать специальные свечи. Они предназначены для автомобилей с ГБО и прекрасно работают со всеми типами топлива. От традиционных «бензиновых» такие СЗ отличаются повышенным индексом каления и измененной величиной зазора между электродами.

Основные параметры свечей зажигания для ГБО

Как отмечено выше, СЗ для машин на газу конструкционно повторяют свои бензиновые аналоги. Однако физические различия между типами горючего заставили разработчиков откорректировать некоторые рабочие параметры этих изделий.

В частности, из-за того, что газо-воздушная смесь воспламеняется медленнее, чем бензиновая, таким свечам требуется напряжение 16 кВ (вместо принятых 14 кВ).

Также газовые СЗ отличаются меньшим зазором между электродами. Благодаря этому разряд получается более мощным, он нагревает электрод, от которого и зажигается топливная смесь.

Из-за этого, кстати, калильное число газовых «зажигалок» выше, чем у бензиновых свечей.

Также имеются различия и в материале, из которого изготовлены электроды. Для газа используется иридий, платина или более дешевый иттрий. Это тугоплавкие металлы, благодаря чему производители делают электрод тоньше (до 0,4 мм). В результате этого удается получить более мощный и стабильный разряд. Это видно невооруженным глазом, если посмотреть на работающую СЗ. Искра получается яркой, неизменного белого цвета.

Выбор свечей для установки с ГБО

Лидерами предпочтений среди профессиональных «ГБОшников» на сегодняшний день являются свечи зажигания от японских производителей. Ведущие позиции занимают Iridium Power IW20 от компании Denso и LPG Laser Line 2 от производителя NGK.

Конструкция и высококачественные материалы, использованные при изготовлении этих СЗ, позволяют увеличить мощность двигателя до 5%. За счет эффективного розжига смеси также удается достичь 7% экономии горючего.

Минусом этих свечей является их высокая стоимость. Но потраченные средства компенсируются надежностью и долговечностью (выдерживают до 200 000 км пробега без ухудшения качества работы).

Европейские производители Bosch (модель WR7DP) и Brisk (модель LR15YS) выигрывают в стоимости, но проигрывают в эффективности (4% экономии топлива). Конструкция немецких СЗ отличается одной особенностью: электрод почти полностью скрыт изоляционным материалом. Поэтому риск загрязнение и механической поломки существенно снижается.

«Бюджетным вариантом» станут французские UltraX от французского производителя Beru. Они стабильно работают как на бензине, так и на газу. Поэтому их выбирают те, кто часто переключается с одного вида топлива на другой.

В категории «дешево и сердито» многие водители отдают предпочтение модели А 14ВМ GAZ от производителя Plazmofor (Украина). При заявленных 60 000 км пробега они держатся до 150 000 км пробега, сохраняя свои качества. При этом они одинаково неплохо работают как на газу, так и на бензине.

AVZ
1 комментарий
Категории:
Блог, Статьи про ГБО
Комментарии
  • Андрей
    Андрей

    Качественный состав продуктов сгорания газа и бензина одинаков, а количественный – почти одинаков: в продуктах сгорания газа содержится чуть больше паров воды. А как известно из справочника, теплоемкость паров воды больше, чем у углекислого газа.
    Отсюда вывод: температура горения газа ну никак не может быть больше, чем температура горения бензина. На самом деле – она слегка меньше.
    Теоретические расчеты подтверждаются практическими опытами с ЕГТ-датчиком.
    А как же остальные мифы этого семейства? Как же свечи «под газ», их же выпускают именитые фирмы типа Denso и NGK. У них же толпа инженеров – они ж не могут быть тупее какого-то киевского программиста?
    Следующая группа мифов посвящена температцуре горения газа по сравнению с температурой горением бензина:
    Миф4: «Газ горит при более высокой температуре, чем бензин»
    Миф5: «Раз газ горит горячее, то и свечи должны быть с большим калильным числом»
    Миф6: «Раз газ горит горячее, то поршни/клапана/седла сильнее нагреваются, что приводит к их усиленному износу»
    Миф7: «Раз газ горит горячее, то при особо нагруженных режимах нужно переводить двигатель на бензин»
    Миф8: «Раз газ горит горячее, то его нельзя применять на турбированных двигателях»

    Ну что же, будем разбираться – а что вообще такое – «температура горения», от чего она зависит, и действительно ли газ горит горячее?
    Горение – экзотермическая химическая реакция, в ходе которой кислород воздуха окисляет углеводороды до воды и углекислого газа. Азот в ходе горения не участвует (вернее, почти не участвует – им смело можно пренебречь).
    Температуру пламени можно вычислить, исходя из теплопроизводительности сгорания того или иного вида топлива, и теплоемкости продуктов сгорания.
    Например, теплота вспышки стехиометрической бензовоздушной смеси в цилиндре двигателя объемом 1,6л составит 1480 джоулей, а теплота вспышки стехиометрической смеси пропан-бутана даст 1420 джоулей.
    Расчеты-пруф под катом:

    Удельный вес воздуха = 0.0012041 кг/л при 20 градусах
    Удельный вес пропана = 0.002019 кг/л
    Удельный вес бутана = 0.002703 кг/л
    Удельный вес паров бензина – увы, табличных данных не нашел. Если принять среднюю длину углеродной цепочки 8 атомов углерода, то удельный вес паров можно принять за 0.0045 кг/л

    Стехиометрическое соотношение воздух/пропан = 15.6
    Стехиометрическое соотношение воздух/бутан = 15.3
    Стехиометрическое соотношение воздух/бензин = 14.7

    рассчитываем вес горючего вещества

    V = m1/r1 + m2/r2 ; V – объем смеси газов, m1 масса воздуха, m2 масса горючего, r1 плотность воздуха, r2 плотность горючего
    m1 = S*m2 ; S – стехиометрическе соотношение

    V = S*m2/r1 + m2/r2
    V = m2 * (S/r1 + 1/r2)
    m2 = V / (S/r1 + 1/r2)

    Или в цифрах:
    вес порции пропана = 0.4 / (15.6 / 0.0012041 + 1/0.002019 ) = 0.0000297375 кг
    вес порции бутана = 0.4 / (15.3 / 0.0012041 + 1/0.002703 ) = 0.00003058911 кг
    вес порции бензина = 0.4 / (14.7 / 0.0012041 + 1/0.0045 ) = 0.00003217888 кг

    И, наконец, искомое – теплота вспышки одной порции топливовоздушной смеси:
    пропан = 0.0000297375 кг * 48 МДж/кг = 1427.4 Дж
    бутан = 0.00003058911 кг * 45.8 МДж/кг = 1401 Дж
    бензин = 0.00003217888 * 46 МДж/кг = 1480.2 Дж

    Странно, что вместе со свечами «под газ» не продают также и ремни привода агрегатов «под газ» и коврики в салон «под газ». То бишь балом правят как раз не инженеры, а маркетологи.
    Остальные мифы, связанные с температурой горения газа, являются чуть более сложными. Да, если сравнивать температуры горения газа и бензина в одинаковых условиях, то газ горит с чуть меньшей температурой, чем бензин.

Написать комментарий
Ваш комментарий
Имя
Email
Все результаты поиска